В целях реализации государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности России Указом Президента России от 30.01.2010 года №120 утверждена «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации».
К числу задач, определяемых данной доктриной относятся: готовность системы обеспечения граждан пищевыми продуктами; формирование стратегических запасов пищевых продуктов; устойчивое развитие отечественного производства продовольственных продуктов и сырья и т.д.
При этом особое внимание уделяется развитию собственного, отечественного производства продовольствия и сырья из водных биологических ресурсов. При чем, это производство должно быть достаточным для обеспечения продовольственной независимости России.
Данная стратегия была закреплена Указом Президента России от 06.08.2014 года №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
Для выполнения указанных задач, удовлетворяя многочисленные обращения представителей бизнеса, Правительством Российской Федерации были приняты меры по либерализации законодательства в отношении рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий в части предоставления им налоговых и таможенных льгот, по снижению надзора и контроля, обеспечивающие выгодные условия для поставки рыбопродукции на территорию Российской Федерации.
Однако, ожидаемый результат не наступил, а либерализация законодательства была использована для переориентации рыбопромышленных предприятий на экспорт сырья.
При этом, недобросовестный бизнес продолжает активно лоббировать только свои сугубо коммерческие интересы, его не заботят задачи, поставленные Президентом и Правительством, по насыщению отечественного потребительского рынка достаточным количеством доступной, качественной рыбопродукции; созданию развитой и конкурентной береговой инфраструктуры.
Кроме того, тотальный вывоз морских биоресурсов за границу породил целый ряд проблем, связанных с зависимостью российского рыбопромышленного комплекса от иностранных компаний, с появлением мощного теневого сектора, сопряженного с массовым браконьерством, контрабандой, сокрытием реальных доходов.
И эта тенденция не просто сохраняется, а стремительно нарастает на протяжении последнего десятилетия.
Все это подтверждается официальной статистикой.
К примеру, в 2008 году экспортировано 76,9 тонн рыбопродукции, в 2009 году экспорт составил уже 620,7 тыс. тонн, в 2010 – 1050,7 тонн, в 2011 – почти 1072 тыс. тонн, в 2012 году – почти 1090 тыс. тонн и т.д.
Сегодня через дальневосточные таможни вывозится 93% натуральных и 86% стоимостных объемов ВБР. В 2013 г. экспорт морепродукции в натуральном выражении вырос на 2% (1,4 млн. тонн), а в стоимостном – на 6% (2,4 млрд. долл.) при незначительном росте таможенных платежей (3,6 млрд. руб.). Последнее обстоятельство связано с поэтапным обнулением вывозных пошлин, предусмотренным обязательствами России при вступлении в ВТО. Ведущими импортерами ВБР остаются Китай (около 60%) и Республика Корея (35%), в то время как на Японию приходится 4%, поскольку туда поставляются в основном ценные виды (лососевые и ракообразные).
Вместе с тем негативным фактором остается сырьевая направленность экспорта. Сегодня доля мороженой рыбопродукции с низкой степенью переработки достигает 99% (КНР), 75% (Япония) и 8% (Южная Корея). Причем если в Китай и Корею вывозятся более дешевые виды рыбы (минтай и сельдь средней стоимостью 1,2 долл. и 1,8 долл. за кг, соответственно), то в Японию, наоборот, - более ценные (лососевые), средняя стоимость которых 4,3 долл. за кг3.
Стоит отметить, что в последние годы большая часть экспортируемой продукции поставляется за рубеж непосредственно из районов промысла, без поступления рыбопродукции на территорию Российской Федерации, без прохождения всех установленных видов контроля. К примеру, в 2012 году без выгрузки на территорию РФ было экспортировано более 990 тыс. тонн рыбы.
Все это способствует росту нарушений таких, как недостоверное декларирование или контрабанда.
Большая часть сырья экспортируется напрямую в Китай, некоторая часть попадает в Китай через порты Южной Кореи. В основной массе – это рыбопродукция первичной переработки с низкой добавленной стоимостью.
В ходе расследования, проведенного Федеральной антимонопольной службой России в отношении Ассоциации добытчиков минтая было установлено, что компаниями, членами Ассоциации добытчиков минтая существенно увеличен экспорт минтая с 126 тыс. тонн в 2006 году, до 558 тыс. тонн в 2010 году. Основу экспорта составляет продукция минтай мороженный, т.е. продукция не подвергшаяся переработке. При этом, Федеральная антимонопольная служба установила, что объем реализации минтая и продуктов из него существенно отличается в меньшую сторону от объема фактической добычи минтая. То есть в ходе расследования было установлено, что компании, входящие в Ассоциацию добытчиков минтая, занимались контрабандой морских биоресурсов в особо крупных размерах.
Данная информация подтверждается зарубежной статистикой. В 2008 году неучтенный доход, фиксируемый в расхождении данных по объему и стоимости экспорта водных биоресурсов таможен Японии, Южной Кореи, Китая и России, составлял 2,5 миллиарда долларов, в 2009 и 2010 годах - около миллиарда, в 2011 - 1,8 миллиарда. В 2012-м данные по объемам поставок только в Японию расходились в 4,7 раза, а в денежном выражении - в 13,2 раза.
По оценкам Счетной палаты РФ, которая в 2012 году оценивала размах незаконного промысла в Дальневосточном бассейне, ежегодный объем неучтенного экспорта водных биоресурсов составляет не менее 15-30 миллиардов рублей. Эта цифра превышает сальдированный доход всего рыбохозяйственного комплекса за 2011 год и составляет более 15 процентов годового оборота всех рыбопромышленных предприятий.
По заявлению А. Савельева, руководителя Информационного агентства по рыболовству, в стране, добываеся в год в среднем 4 миллиона 300 тысяч тонн, из них почти 1 миллион 900 тысяч, уходит на экспорт. И это касается легального экспорта. Нелегально вывозится еще на миллиард долларов.
Статистика показывает, что рыбопромышленниками Дальнего Востока за январь-август 2012 года получено от контрабандного экспорта 458 млн долларов США только при экспорте рыбопродукции в КНР. Данные, предоставленные таможнями РФ и КНР, отличаются почти в два раза. По данным Росрыболовства, рыбопромышленные предприятия Дальневосточного федерального округа за январь-август 2012 года экспортировали в КНР рыбопродукции на 488 млн долларов. В то же время, согласно информации о внешней торговле Китая, опубликованной Главным таможенным управлением КНР, за тот же период 2012 года российские компании поставили в страну почти 639 тысяч тонн рыбопродукции - на сумму более 946 млн долларов США. Основу российского экспорта в КНР, по статистике китайской стороны, составила мороженая рыба - 632,3 тысяч тонн на сумму почти 911 млн долларов США, или 99,0% и 96,3% от общего веса и стоимости соответственно.
По заявлению финансового директора ООО «Дальрыбпорт» Дмитрия Друяна, сделанному им в апреле 2013 года, в начале марта 2013 года на Дальнем Востоке было добыто 483,7 тыс. тонн минтая. В то же время основная масса рыбопродукции была направлена на экспорт.
Если остановиться исключительно на минтае, то, к примеру, в 2012 году российские обладатели квот вывезли за рубеж 780,24 тысячи тонн минтая, официально заработав при этом 892 млн. долларов. И это официальная цифра. Хотя нередки случаи, когда даже в документах можно обнаружить разницу в цене, по которой продана рыба.
Стоит обратить внимание на тот факт, что громадная часть уловов вывозится за рубеж через многочисленные офшоры.
По данным Счетной палаты в 2013 году российские пользователи добыли во всех районах Мирового океана и внутренних водах 4,3 млн. тонн водных биоресурсов, что на 10,7 тыс. тонн выше уровня 2012 г. Объем поставок рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов за пределы России составил 1,9 млн. тонн, что на 12,6% превышает уровень 2012 г. Значительные объемы водных биоресурсов экспортируются по контрактам с лицами, зарегистрированными в офшорах. В 2013 г. доля такого экспорта составила 37,5% в стоимостном и 40,6% в весовом выражении. В 1 квартале 2014 г. эти показатели - 42,7% и 41,8% соответственно.
Если обратиться к данным по экспорту морепродукции предприятиями Приморского края и Сахалинской области и проанализировать внешнеторговые контракты, можно обнаружить, что в 2013 году на экспорт всего было отправлено 1 333 406, 63066 тонн, из них 646 549, 54739 тонн (то есть, 48,49%) были поставлено покупателям в офшорах. При этом из 203 компаний-экспортеров 64 фирмы отправили в офшоры 100% продукции, 38 компаний – от 50 до 99%.
К числу предприятий работающих исключительно через офшоры относятся такие компании, как Остров Сахалин, Пиленга, Сахалинрыбаксоюз, РК им. Кирова, Южнокурильский рыбокомбинат, Поронай.
Зачастую компании, исходя из официальных контрактов, компании вывозят за рубеж продукции на порядок больше, чем способны выловить.
Ярким примером здесь могут служить компании, входящие в сахалинский холдинг ЗАО «Гидрострой», принадлежащий члену Совета Ассоциации добытчиков минтая, члену Совета Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров, члену Совета федерации Александру Григорьевичу Верховскому.
Только по нескольким контрактам компании, входящие в холдинг: ЗАО «Пиленга», ООО «ПО Сахалинрыбаксоюз», ООО «Поронай», ЗАО «Остров Сахалин», обязались поставить в 2012 году офшорной компании из Гонконга Northern Seafoods Limited 450 тыс. тонн морепродуктов на сумму 536,2 млн. долларов США. Из них 400 тыс. тонн составлял минтай. И это при общих объемах квот на всю морепродукцию всех компаний, входящих в холдинг сенатора А.В. Верховского – 330 тыс. тонн. Все компании Сахалина в 2012 году выловили 435800 тонн минтая.
Что это? Гидрострой скупил и перепродал в Гонконг всю сахалинскую рыбу? Или часть морепродуктов была выловлена браконьерским способом и контрабандно переправлена за рубеж?
Мало изменилась ситуация в 2014 году. По данным Росрыболовства в прошлом году на экспорт поставлено 1 млн. 704,4 тыс. тонн морепродуктов, из которых 1 млн. 346,4 тыс. тонн поставлено под таможенной процедурой экспорта. Непосредственно из районов промысла за границу отправлено 358 тыс. тонн. В структуре поставок 86,8% занимает мороженая рыба - 1 млн. 475,7 тыс. тонн.
По данным ФТС России и Росстата, основную долю в экспорте занимает мороженый минтай – 40,8% или 696,3 тыс. тонн. Сельди вывезено 170,7 тыс. тонн. Мороженного лосося - 35 тыс. тонн. Мороженой трески и пикши – до 193,1 тыс. тонн. Экспорт мороженой ставриды составил 64,1 тыс. тонн, а мороженой скумбрии – 54,8 тыс. тонн.
Все это в итоге влияет на ассортимент и конечную стоимость рыбопродукции для российского потребителя.
Так, по данным Росстата, за четыре года – с 2009 по 2012 г. – стоимость живой рыбы в магазинах подскочила с 75 до 115 руб. за килограмм. Рост по маринованной рыбе – со 146 до 243 руб., мороженый лосось подпрыгнул с 219 до 307 рублей.
А про нынешнюю цену на рыбопродукцию и говорить не хочется. Сегодня рыба и производные от ее переработки недоступны для половины российских потребителей.
На сегодняшний день среднее потребление рыбы в РФ едва достигает 16 кг на душу в год. Хотя медицинская норма – 23,7 килограмма.
А это значит лишь одно – Указы Президента России №120 от 30.01.2010 и №560 от 06.08.2014, как и Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" полностью игнорируются большей частью представителей рыбацкого сообщества, что в конечном итоге ведет к подрыву продовольственной безопасности России.
Завтра, 12 февраля 2015 года комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей по рыбному хозяйству и аквакультуре проведет обсуждение возможностей по созданию свободного порта во Владивостоке. Данную комиссию возглавляет член правления Российского союза промышленников и предпринимателей, президент Ассоциации добытчиков минтая, вице-президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров, член общественного Совета при Минсельхозе, общественный эксперт при Минтрансе и Минэкономразвитии Герман Станиславович Зверев. Тот самый Г.З., под «чутким руководством» которого Ассоциация добытчиков минтая организовала «минтаевый картель», о котором я уже неоднократно писал, как о лице, представляющем в России экономические и политические интересы китайского рыбного холдинга Pacific Andes International Holdings Limited.
Очень хочется надеется на то, что на завтрашнем обсуждении в первую очередь будут решаться вопросы организации импортозамещения и обеспечения рыбой российских потребителей, а не, как обычно, будут обсуждаться пути ускорения и удешевления процедур экспорта российских морских биоресурсов.
Хотя, зная господина Зверева, верится в перспективу решения вопросов, актуальных для сегодняшней России с большим трудом!
Все заметки автора http://nik-aleks.livejournal.com/29697.html