Недавно еженедельник «Аргументы недели – Сахалин» опубликовал интервью («Второй фронт») с одним из сопредседателей альтернативного Народного фронта, созданного в островной области для борьбы с коррупцией и чиновничьими перегибами. Причём, напомним, этот второй фронт был учреждён неравнодушными людьми после того, как стало понятно: от официального филиала ОНФ в регионе никому не холодно и не жарко.
Так вот, в этом материале, помимо прочего, упоминался в числе фронтовиков и глава профсоюзов области Н. М. Зотов. Причём впервые не в самом благовидном свете. А именно, как активный участник приватизаций и последующих похорон Cахалинского совета по управлению курортами профсоюзов и его здравниц – «Сахалин», «Горняк», двух «Чаек» – с учётом одноимённого дома отдыха, где летом поправляли здоровье ребятишки.
Такая же незавидная участь (с его прямым участием) постигла и Сахалинский совет по управлению туризмом – на сторону «ушла» добротная гостиница «Турист» в центре Южно-Сахалинска, турбазы, начиная с «Горного воздуха» и других, в том числе наозере Верхнем у села Чехов и у озера Тунайча.
Читателям (и редакции) хотелось из первых уст услышать комментарий непосредственно от товарища Зотова. Например, такие. Почему во всех других субъектах федерации подобные советы после развала СССР выжили? Несмотря на все пертурбации и сложности, а у нас нет.
А главное, почему многолетний лидер профсоюзов Сахалина не только допустил беспрецедентный разгром здравниц, которые создавала не только область и страна, но и активно участвовал в этом? Хотелось понять, что двигало им – только ли банальная корысть?
Для этого наш корреспондент Людмила Горбунова наведалась в профсоюзный штаб и в соответствии с федеральным законом о СМИ попросила встречи с Николаем Михайловичем. Впрочем, дальше приёмной она не попала. Зато обнадёжил тот факт, что секретарь взяла примерный перечень вопросов и пообещала обязательно перезвонить.
К сожалению, звонка так и не последовало. Тогда в минувший понедельник журналист вновь пришла в приёмную. Там ей просто вернули листки с вопросами, бросив: «Нам это не нужно».
Возможно, им это действительно больше не нужно, зато это нужно знать сахалинцам и курильчанам, чтобы не повторять подобного разгрома впредь.
Нужно не только для летописи новейшей и печальной истории области времен 90-х: как именно уничтожали профсоюзные здравницы и в чьих сиюминутных интересах. Наверное, давно пора на эти прискорбные факты обратить внимание и прокурорам, и следственному комитету... Ведь речь – не просто о жемчужинах, речь о народном благосостоянии на астрономические суммы!
Впрочем, получив от ворот поворот (и откровенно грубое игнорирование закона о СМИ), мы всё-таки решили обнародовать основную часть скорректированных вопросов к Зотову, на которые он отказался отвечать корреспонденту. Там, где должен быть его ответ, мы оставим красноречивое многоточие.
В ЧЬИ КАРМАНЫ УПЛЫЛА ПРОФСОЮЗНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ?
Корр.: Николай Михайлович, пожалуйста, прокомментируйте продажу гостиницы «Турист» и туристических баз...
Н. Зотов: .............................
Корр.: Странную судьбу предрекли вы и помещению, в котором размещался Совет по управлению курортами профсоюзов. Мне, например, доподлинно известно, что располагавшееся по соседству с магазином «Луч» по ул. Тихоокеанской, 20а помещение (примерно в 300 кв. м)
перепродавалось дважды! Причём, сведущие люди говорят, эта недвижимость в центре островной столицы улетела неизвестно куда ещё и за символические деньги, что тоже наводит на вопросы о возможных откатах... Когда и как всё это происходило по вашей версии? И кто, помимо вас, приложил к этому руку?
перепродавалось дважды! Причём, сведущие люди говорят, эта недвижимость в центре островной столицы улетела неизвестно куда ещё и за символические деньги, что тоже наводит на вопросы о возможных откатах... Когда и как всё это происходило по вашей версии? И кто, помимо вас, приложил к этому руку?
Н. Зотов: .............................
Корр.: Насколько мы можем судить, у вас, как у бессменного профсоюзного лидера (как-никак 30 лет!), оставался контрольный пакет на все профсоюзные объекты после их акционирования (по 51 проценту). Как вы им распорядились? И что от этого в итоге получили все мы, члены профсоюза области?
Н. Зотов: .............................
Корр.: Расскажите, Николай Михайлович, о судьбе каждого санатория (включая и чудом сохранившийся санаторий «Синегорские минеральные воды» во многомблагодаря тому, что область – стараниями губернатора – успела забрать его в свою собственность. И усилиям бессменного главврача Шляхова Виктора Михайловича).
Н. Зотов: ..............................
Корр.: Почему санаторий «Горняк» сначала разобрали? Заплатили огромные деньги за новый проект, потом начали строить на месте старого корпуса новый, а в итоге сказочный участок просто ушёл в чьи-то руки. В чьи же?
Н. Зотов: .............................
Корр.: Кому достались остальные объекты – вы можете хотя бы озвучить фамилии-имена?
Н. Зотов: .............................
Корр.: Чьей «заимкой» сегодня стал бывший санаторий «Сахалин»? Тот самый, повторим, который в этом году праздновал бы свой полувековой юбилей...
Н. Зотов: .............................
Корр.: Какая во всей этой истории заслуга последнего руководителя совета по управлению курортами профсоюзов Сахалина господина Абоймова Василия Васильевича? К слову, после разгрома санатория «Горняк» сразу пересевшего в кресло главы регионального медицинского фонда...
Н. Зотов: .............................
Корр.: Да, Сахалин славился в советские годы своими здравницами, в том числе и благодаря местной минеральной воде. И удивительным свойствам целебной грязи, добывавшейся на озере Изменчивое, прошедшей проверку своей уникальности в НИИ Сибири. Благодаря целебной грязи, оздоровительные процедуры по лечению опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, гинекологических заболеваний пользовались заслуженной популярностью.
Простые труженики Сахалина – моряки и рыбаки, бумажники и лесники, нефтяники и работники села, да и всего бывшего СССР – могли заметно улучшить здоровье на Сахалине. Количество мест для оздоровления в день был равен 600 койкам. А это немало.
Расскажите, как же так островитяне, да и россияне в целом, потеряли уникальную целебную грязь и минеральную воду? Или вы действительно приватизировали и неповторимую местную минералку, целебные грязи? Как это стало возможным?
Н. Зотов: ..............................
Корр.: Знаете ли вы, что водичка эта теперь стала золотой даже для единственного санатория, сохранённого областью? И кто «греет» на этом руки?
Н. Зотов: .............................
Корр.: И напоследок. Как можно было за 30 лет правления Домом Союзов (говорят, непосредственно вашей вотчины) довести его до такого плачевного состояния? Торговля, не знавшие ремонта сторонние офисы... А половина здания отошла банку навсегда? И на каких выгодных условиях для членов профсоюза (не для лидеров)?
Послесловие
Сейчас, напомним, в единственной здравнице, принадлежащей не профсоюзам, а правительству области, шесть лет (!) идёт ремонт, которому конца не видно. Помимо этого, другая напасть: не стало целебной грязи, которую Николай Михайлович Зотов тоже успел вроде как приватизировать. В итоге она исчезла не только из санатория, но и из больниц области, куда поставлялась долгие годы. Как это произошло – загадка для многих и поныне. А ведь её уникальные целебные свойстваценили даже космонавты! Но кто теперь её добывает на Изменчивом?
А такой уникальной по своему составу минеральной воды, как у нас, в мире почти нет. Точнее, есть только в далёкой Италии.
Когда был открыт этот уникальный источник, правительство СССР (!) определило рядом и место для строительства санатория «Сахалин», открытие которого, напомним, состоялось в 1965 году. А два главных врача санатория «Синегорские минеральные воды» – Ведмицкий Владимир Александрович, первый главврач санатория и второй главврач – Шляхов Виктор Михайлович защитили диссертации на тему «Минеральные воды и грязи Сахалина». Значит, было что защищать.
Неужели у Н. М. Зотова не было возможности самому встать на защиту и здравниц, и гостиницы, и турбаз, и минеральной воды с целебной грязью? Ведь, если кто-то «давил» сверху, можно было напрямую обратиться за помощью к рядовым членам профсоюза, наверняка бы народ откликнулся и стеною встал на пути хищников в человеческом обличье! Но не обратился. Или это не входило в его планы?
Об этом и многом другом, похоже, мы не скоро узнаем, если узнаем вообще. Ведь 75-летний лидер островных профсоюзов решился-таки, говорят сведущие люди, съезжать в более комфортный для жизни Калининград. Благо, там давно припасена и обширная недвижимость.
А нам всем остающимся здесь – разве что утереться ему вслед. И подивиться, как подобный разгром стал возможным под носом у правоохранительных органов,да и самой власти.
Грустно только, что Николай Михайлович, прожив на Сахалине многие десятилетия, какую память оставил? Или жил по принципу: «После меня хоть потоп»?
«АН – Сахалин».